Бог не слышит меня…
23.09.2018. APCNEWS.RU. Разочарование… Есть в нашей жизни события, которые подобно удушливому дыму обволакивают сердце, заставляют нас переживать, чувствовать горечь.
Они подстерегают нас всю жизнь, с детства. Мы испытываем горечь, когда безвозвратно теряем близких людей, когда сталкиваемся с предательством. В подавляющем большинстве случаев первое чувство любви, которое мы испытываем еще в школьные годы, тоже становится причиной нашего разочарования, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт reshenie.vcc.ru. Когда нас не понимают, не принимают или наши ожидания не оправдываются, мы испытываем чувство разочарования.
Страшно видеть разочаровавшегося человека. Так же страшно, как видеть падающий самолет, тонущий корабль, разрушающийся дом или извергающийся вулкан. Нам страшно, потому что мы наблюдаем опасную ситуацию, но вместе с тем остается надежда на спасение — мы не знаем, чем именно разрешится ситуация для человека. Мы ожидаем, рассчитывая на положительный исход, но отсутствие гарантии заставляет нас трепетать.
Отчаяние хуже разочарования, потому что оно наступает в результате внутреннего краха человека. Отчаяние — это боль безутешности и безнадежности. Отчаявшийся человек уже ничего не ждет, у него нет ни устремлений, ни интересов, ни страхов. Он будто не живет, а доживает. Отчаяние источает могильный холод небытия. Потому историческая Церковь рассматривала уныние (отчаяние) как одно из наиболее опасных и разрушительных состояний человека.
Однако встреча с бедой, горем и болью не всегда становится причиной отчаяния или разочарованности в жизни. Наше состояние является нашим ответом на обстоятельства, реакцией на них.
Противостоять потоку разочарования, стремительно несущего человека в бездну отчаяния, помогает молитва. Молитва приводит механизм духовного мира в движение. Чтобы тебе открыли — стучи! Чтобы найти — ищи! Чтобы тебе дали — проси! (См.: Мф 7:7.) Наиболее частой причиной отсутствия желаемых результатов становится пассивность. Ожидание в бездействии несостоятельно и бесплодно. Но Иисус призвал нас быть активными. Молитва — это не только просьба. Иногда она подобна настойчивому стуку в дверь, такая молитва изменяет реальность.
Когда ты провозглашаешь свою веру: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» (Пс 117:17), это означает, что ты стремишься выйти на свет из мглы разочарования. Повторяя это исповедание вслед за псалмопевцем, ты утверждаешь, что вызов, брошенный тебе обстоятельствами, стихиями или недоброжелателями, принят тобой. И в то же время ты рассчитываешь не на собственные силы, а на видящего тебя Господа. В этом преодолении ты уповаешь на Его участие, о чем впоследствии будешь возвещать. Но молитва не единственное, что помогает нам искать выход.
Испытывая похожие состояния или оказавшись в трудных обстоятельствах, кто-то сникает, а кто-то оказывается стойким. Нам, несомненно, встречались в жизни люди, кого беда не смогла сломить, не повергла в отчаяние. По этому поводу можно было бы сказать, например, что у таких людей особый характер или живой темперамент. Темперамент тут совершенно ни при чем. А вот характер и правда может быть особым. Интересно то, что почти всегда в основании такого особенного характера лежит вера человека. Именно вера делает его жизнеспособным. Эта особенность характера не возникает случайно, ее воспитывают, тренируют, над ней трудятся.
Всем понятно, что искусство ювелира — это долгая и кропотливая работа, за достижениями спортсмена — тысячи часов изнуряющих тренировок. Но нам кажется, что все это верно только для физического мира и что мир духовный подчинен другим законам. Вовсе нет. Принцип роста применим и к вере. Вряд ли бы Давид смог выйти на битву с Голиафом, если бы до этого не бился с дикими зверями, разорявшими его стадо. Духовная проницательность и верность Иосифа спасли от вымирания весь Египет, а заодно и всю его семью вместе с братьями и отцом. Но такого бы не произошло, не будь он верным и духовно проницательным, живя в доме отца, находясь на службе у Потифара и даже в тюрьме. Русский военачальник Александр Суворов — гениальный полководец, не знавший поражений и принесший русскому оружию множество побед. Талант Суворова заключался в умении находить взаимопонимание с рядовыми, он разделял с ними все тяготы военной жизни и снискал их уважение и безграничную любовь. Суворов, будучи болезненным мальчиком, стал укреплять себя физически, закаляя тело и характер. Вера также крепнет и растет благодаря духовным упражнениям и опыту. И никогда не поздно начать «тренировать» свою веру.
Но как быть с тем, что нам неподвластно? Войны, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, скорбные обстоятельства жизни — все это для большинства людей не может быть преодолено никакими тренировками, условия жизни так или иначе детерминированы. Последствия вышеперечисленных обстоятельств очень разрушительны и болезненны, они оставляют раны в душах огромного числа людей. Когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, у нас возникает вопрос: почему Бог это допустил?
Да, не в наших силах изменить множество вещей. Внешний мир с его стихиями и обстоятельствами нам неподвластен. Но наш внутренний мир и наше сердце — в нашей власти. Мы ответственны за их состояние. Мы не можем изменить обстоятельства, но мы можем изменить свое отношение к ним.
«Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» — это молитва Рейнхольда Нибура. Она ориентирует нас, что мы должны делать сами и на какую помощь от Господа нам стоит рассчитывать.
Люди часто ведут себя как привередливые дети: требуют, возмущаются, капризничают. Молитва Нибура ведет нас к зрелости. Умение мужественно принимать обстоятельства и смиряться, с одной стороны, а с другой — с терпением и надеждой работать над собой присуще взрослому человеку.
Отчаяние хуже разочарования, потому что оно наступает в результате внутреннего краха человека. Отчаяние — это боль безутешности и безнадежности. Отчаявшийся человек уже ничего не ждет, у него нет ни устремлений, ни интересов, ни страхов. Он будто не живет, а доживает. Отчаяние источает могильный холод небытия. Потому историческая Церковь рассматривала уныние (отчаяние) как одно из наиболее опасных и разрушительных состояний человека.
Однако встреча с бедой, горем и болью не всегда становится причиной отчаяния или разочарованности в жизни. Наше состояние является нашим ответом на обстоятельства, реакцией на них.
Противостоять потоку разочарования, стремительно несущего человека в бездну отчаяния, помогает молитва. Молитва приводит механизм духовного мира в движение. Чтобы тебе открыли — стучи! Чтобы найти — ищи! Чтобы тебе дали — проси! (См.: Мф 7:7.) Наиболее частой причиной отсутствия желаемых результатов становится пассивность. Ожидание в бездействии несостоятельно и бесплодно. Но Иисус призвал нас быть активными. Молитва — это не только просьба. Иногда она подобна настойчивому стуку в дверь, такая молитва изменяет реальность.
Когда ты провозглашаешь свою веру: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» (Пс 117:17), это означает, что ты стремишься выйти на свет из мглы разочарования. Повторяя это исповедание вслед за псалмопевцем, ты утверждаешь, что вызов, брошенный тебе обстоятельствами, стихиями или недоброжелателями, принят тобой. И в то же время ты рассчитываешь не на собственные силы, а на видящего тебя Господа. В этом преодолении ты уповаешь на Его участие, о чем впоследствии будешь возвещать. Но молитва не единственное, что помогает нам искать выход.
Испытывая похожие состояния или оказавшись в трудных обстоятельствах, кто-то сникает, а кто-то оказывается стойким. Нам, несомненно, встречались в жизни люди, кого беда не смогла сломить, не повергла в отчаяние. По этому поводу можно было бы сказать, например, что у таких людей особый характер или живой темперамент. Темперамент тут совершенно ни при чем. А вот характер и правда может быть особым. Интересно то, что почти всегда в основании такого особенного характера лежит вера человека. Именно вера делает его жизнеспособным. Эта особенность характера не возникает случайно, ее воспитывают, тренируют, над ней трудятся.
Всем понятно, что искусство ювелира — это долгая и кропотливая работа, за достижениями спортсмена — тысячи часов изнуряющих тренировок. Но нам кажется, что все это верно только для физического мира и что мир духовный подчинен другим законам. Вовсе нет. Принцип роста применим и к вере. Вряд ли бы Давид смог выйти на битву с Голиафом, если бы до этого не бился с дикими зверями, разорявшими его стадо. Духовная проницательность и верность Иосифа спасли от вымирания весь Египет, а заодно и всю его семью вместе с братьями и отцом. Но такого бы не произошло, не будь он верным и духовно проницательным, живя в доме отца, находясь на службе у Потифара и даже в тюрьме. Русский военачальник Александр Суворов — гениальный полководец, не знавший поражений и принесший русскому оружию множество побед. Талант Суворова заключался в умении находить взаимопонимание с рядовыми, он разделял с ними все тяготы военной жизни и снискал их уважение и безграничную любовь. Суворов, будучи болезненным мальчиком, стал укреплять себя физически, закаляя тело и характер. Вера также крепнет и растет благодаря духовным упражнениям и опыту. И никогда не поздно начать «тренировать» свою веру.
Но как быть с тем, что нам неподвластно? Войны, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, скорбные обстоятельства жизни — все это для большинства людей не может быть преодолено никакими тренировками, условия жизни так или иначе детерминированы. Последствия вышеперечисленных обстоятельств очень разрушительны и болезненны, они оставляют раны в душах огромного числа людей. Когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, у нас возникает вопрос: почему Бог это допустил?
Да, не в наших силах изменить множество вещей. Внешний мир с его стихиями и обстоятельствами нам неподвластен. Но наш внутренний мир и наше сердце — в нашей власти. Мы ответственны за их состояние. Мы не можем изменить обстоятельства, но мы можем изменить свое отношение к ним.
«Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» — это молитва Рейнхольда Нибура. Она ориентирует нас, что мы должны делать сами и на какую помощь от Господа нам стоит рассчитывать.
Люди часто ведут себя как привередливые дети: требуют, возмущаются, капризничают. Молитва Нибура ведет нас к зрелости. Умение мужественно принимать обстоятельства и смиряться, с одной стороны, а с другой — с терпением и надеждой работать над собой присуще взрослому человеку.
Наверное, лучше всего о терпении сказал в своей книге «О проведении Великого поста» о. Александр Мень: «Терпение — это… не компромисс со злом, ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение»*.
Аркадий Бушин получил магистерскую степень по теологии и после защиты стал пастором небольшой церкви, он публикует научные работы по богословию, занимается реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью, недавно вышел сборник его стихов. Жизнь Аркадия насыщенна и плодотворна. В его истории есть лишь одно необычное обстоятельство: он занимается всем этим, находясь в инвалидном кресле. Аркадий родился мертвым и не дышал после рождения двадцать пять минут. Врачам удалось вернуть младенца к жизни, но опорно-двигательный и речевой аппарат его был поврежден. Его жизнь и борьба — подлинный пример терпения, преодоления и мужества.
У Ника Вуйчича редкое генетическое заболевание, он родился без рук и без ног. Но это обстоятельство не сломило Ника и не помешало ему окончить университет, заняться бизнесом, благотворительностью, стать одним из популярнейших ораторов в мире.
Несмотря на физические ограничения они оба — и Ник Вуйчич, и Аркадий Бушин — стремятся помогать людям. Возможно, именно по этой причине они смогли вырваться из цепких объятий эгоцентризма и жалости к себе. Во время приезда Ника в Россию он встретился с Аркадием, и тот со свойственным ему юмором заметил: «Наверное, дела у этого мира совсем плохи, если Бог посылает для ободрения людей таких, как мы».
Конечно, можно говорить о неповторимости судьбы каждого человека. Но гораздо полезнее, увидев чей-то пример, сказать себе самому: если получилось у других, может получиться и у меня.
Не всегда легко понять, на что именно направить свои усилия. То ли неотступно добиваться того, чтобы тебе открылась именно эта дверь, то ли идти к другой двери. Поэтому Рейнхольд Нибур в своей молитве просит у Бога сил, мужества и мудрости, чтобы разобраться в своей ситуации.
Мудрость нужна, чтобы не скатиться до суетливой и лихорадочной беготни, которая сводит на нет весь проделанный ранее труд и не позволяет дождаться всходов посеянного семени. Она нужна и для того, чтобы не завязнуть в собственном страхе и бесперспективных с точки зрения Бога желаниях. Ведь далеко не все наши желания продиктованы верной мотивацией.
И здесь молитва помогает нашему поиску истины. Необходимо понять ситуацию, самих себя и Того, Кто нас ведет по этой жизни. Мы ведь не самостоятельно пришли в этот мир. И наше обращение к Нему должно сопровождаться доверием: «…ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6).
Мы призваны учиться верить и быть настойчивыми, терпеть и смиряться, находить правду и отличать ее от суррогатов. Иисус призвал нас учиться этому у Него и у тех, кто учится этому сам и готов поделиться своим опытом с другими.
Аркадий Бушин получил магистерскую степень по теологии и после защиты стал пастором небольшой церкви, он публикует научные работы по богословию, занимается реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью, недавно вышел сборник его стихов. Жизнь Аркадия насыщенна и плодотворна. В его истории есть лишь одно необычное обстоятельство: он занимается всем этим, находясь в инвалидном кресле. Аркадий родился мертвым и не дышал после рождения двадцать пять минут. Врачам удалось вернуть младенца к жизни, но опорно-двигательный и речевой аппарат его был поврежден. Его жизнь и борьба — подлинный пример терпения, преодоления и мужества.
У Ника Вуйчича редкое генетическое заболевание, он родился без рук и без ног. Но это обстоятельство не сломило Ника и не помешало ему окончить университет, заняться бизнесом, благотворительностью, стать одним из популярнейших ораторов в мире.
Несмотря на физические ограничения они оба — и Ник Вуйчич, и Аркадий Бушин — стремятся помогать людям. Возможно, именно по этой причине они смогли вырваться из цепких объятий эгоцентризма и жалости к себе. Во время приезда Ника в Россию он встретился с Аркадием, и тот со свойственным ему юмором заметил: «Наверное, дела у этого мира совсем плохи, если Бог посылает для ободрения людей таких, как мы».
Конечно, можно говорить о неповторимости судьбы каждого человека. Но гораздо полезнее, увидев чей-то пример, сказать себе самому: если получилось у других, может получиться и у меня.
Не всегда легко понять, на что именно направить свои усилия. То ли неотступно добиваться того, чтобы тебе открылась именно эта дверь, то ли идти к другой двери. Поэтому Рейнхольд Нибур в своей молитве просит у Бога сил, мужества и мудрости, чтобы разобраться в своей ситуации.
Мудрость нужна, чтобы не скатиться до суетливой и лихорадочной беготни, которая сводит на нет весь проделанный ранее труд и не позволяет дождаться всходов посеянного семени. Она нужна и для того, чтобы не завязнуть в собственном страхе и бесперспективных с точки зрения Бога желаниях. Ведь далеко не все наши желания продиктованы верной мотивацией.
И здесь молитва помогает нашему поиску истины. Необходимо понять ситуацию, самих себя и Того, Кто нас ведет по этой жизни. Мы ведь не самостоятельно пришли в этот мир. И наше обращение к Нему должно сопровождаться доверием: «…ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6).
Мы призваны учиться верить и быть настойчивыми, терпеть и смиряться, находить правду и отличать ее от суррогатов. Иисус призвал нас учиться этому у Него и у тех, кто учится этому сам и готов поделиться своим опытом с другими.
*Лекция о Великом посте, прочитанная о. А. Менем 1 апреля 1989 года в ДК «Красная Пресня» (расшифровка). Электронный ресурс: http://www.alexandrmen.ru/lectures/velkpost.html (дата обращения 29 марта 2018 года).
Сергей Толоконников
ФОТО: Gettyimages.ru
ФОТО: Gettyimages.ru
Комментарии
Отправить комментарий