Апокалипсис как коллективное страдание верных
24.09.2018. APCNEWS.RU. В новозаветной книге Откровение Иоанна Богослова, повествующей о судьбах мира и Церкви, мы встречаем свидетельство о страданиях и мученичестве за веру, которые испытывают христиане в этом мире и которые предстоят им в последние времена.
Эта тема красной нитью проходит через всю эту книгу, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт reshenie.vcc.ru. Свидетельство того, что гонения и страдания, выпадающие на долю верующих во Христа, это неотъемлемая часть христианской жизни, мы видим и в Евангелии: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Древние христиане верили также, что в последние времена гонения и нападения зла должны усилиться. «…Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр 3:10), — говорит Христос, утешая одну из христианских общин. Он связывает это нападение зла с необходимостью выдержать все страдания, связанные с ним: «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:12–13). Возможно, о прохождении через это сильнейшее испытание веры думали первые христиане и когда читали последнее прошение Молитвы Господней: «…не введи нас в искушение…» (Мф 6:13). Можем ли мы говорить об особом смысле этих страданий последних времен в Откровении? Попробуем разобраться.
Начнем мы со страданий, которые во все времена так или иначе претерпевают христиане. Уже в начале своей книги Иоанн, находящийся на острове Патмос, называет себя «соучастником в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (1:9). На этом скалистом и пустынном острове в Эгейском море, по-видимому, были каменоломни, на которых заставляли работать ссыльных, одним из них и был автор Апокалипсиса, сосланный за свое свидетельство о Христе и пророчество. Однако внешняя несвобода и страдания, которые он там испытывал, не были помехой для его пророчеств и видений. Претерпевают страдания и гонения и малоазийские христианские общины, к которым обращено пророческое послание, составляющее первую часть Откровения. Так, Христос говорит церкви в Эфесе: «…ты много переносил и имеешь терпение» (2:3). Мы знаем, что эта община испытывала гонения и со стороны язычников (см.: Деян 19:24–28), и от лжеапостолов, которые распространяли ложное учение, скорее всего, гностического толка, по всей Малой Азии. Община Смирны также страдает от гонений (см.: 2:9), причем здесь речь, скорее всего, идет об иудеях, которые не приняли Христа. Однако главные и наиболее жестокие гонения были учинены языческими правителями. Многие христиане будут брошены в тюрьмы, а некоторые и казнены. Именно предстоятелем Смирнской церкви в начале II века был епископ Поликарп, ставший образцом для многих других христианских мучеников, а описание его страданий и смерти сыграло большую роль в развитии самой идеи мученичества во II–III веках.
Тяжело приходилось и Пергамской церкви, ведь Пергам — это центральный город Малой Азии, резиденция проконсула, а также и центр язычества в этой местности. Здесь были и храмы, в которых отправляли культ императорам, поэтому этот город назван здесь «престолом сатаны» (2:13). За отказ приносить жертвы императору могли казнить, поэтому христианам было очень тяжело в этом городе. Все остальные общины, к которым обращается Иоанн, так или иначе тоже испытывают гонения и страдания.
Дальнейшие события, связанные с приближением конца мира, только усиливают напряжение и тяжесть страданий. Апокалиптический зверь с семью головами и десятью рогами (см.: 13:1), которого Церковь идентифицировала с антихристом, будет вести войну с христианами и временно одержит над ними победу (см.: 13:10). Этот зверь — земное воплощение дьявола, его семь голов намекают на Рим с его семью холмами, а десять рогов с диадемами, на которых написаны богохульные имена, — на римских императоров, которые присвоили себе божественные титулы, принадлежащие только Богу. Всякий, кто откажется поклониться этому воплощению зла, рискует быть убитым (см.: 13:15).
Есть в Откровении и два особых мученика — два свидетеля Христова, которые «будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней» (11:3). Служение этих пророков заключается в том, чтобы свидетельствовать против преступлений грешников и призвать их к покаянию. Когда они закончат пророчество, их должен убить зверь, выходящий из бездны (см.: 11:7–8). Здесь также имеется в виду противящаяся Богу земная власть, которая тем самым служит инструментом власти демонической. Мир сей в лице этой власти одерживает кажущуюся победу, и два свидетеля погибают. Их тела остаются непогребенными, а жители радуются погибели праведников. Однако по прошествии символических трех с половиной дней два свидетеля воскресают и возносятся к Богу на небеса (см.: 11:11–12). Некоторые более поздние христианские авторы видели в этих двух свидетелях конкретных исторических праведников. Действительно у них есть власть на время их служения затворять небо (см.: 11:6). Это напоминает пророка Илию, на три года затворившего небо от дождя (см.: 3 Цар 17–18). А власть над водами и язвами указывает на Моисея, который имел такую власть во время казней египетских (см.: Исх 7:17, 19). Иудеи верили, что Илия не умер, но взят живым на небо (см.: 4 Цар 2:11–12), существовала и схожая традиция по поводу Моисея, поскольку место его погребения неизвестно (см.: Втор 34:5–6). Однако автор Откровения не случайно не называет имен этих свидетелей. Для него они символизируют Церковь как общину свидетелей Христовых. Их воскресение подобно воскресению сухих костей в Иез 37:1–14. У Иезекииля это пророчество о восстановлении народа Израиля, а у Иоанна — это восстановление Церкви, несмотря на все гонения.
Хотя и может казаться, что антихрист одержал победу, скорби верных не бесконечны (в послании к общине Смирны они длятся лишь 10 символических дней; см.: Откр 2:10), а победа зла лишь временна. Временна и его власть, она ограничена символическими 42 месяцами*. Что это означает? В Откр 6:9–10 приведено видение душ убиенных за свидетельство Слова Божьего, которые пребывают в небесном храме Божьем. Эти мученики находятся у Бога в особом месте, которое здесь названо «под жертвенником». В ветхозаветном богослужении под жертвенник выливалась кровь жертвенных животных (см.: Лев 4:18). В крови же, согласно библейским представлениям, находится сама жизнь живого существа, душа живая (см.: Быт 9:4–6; Лев 17:11, 14; Втор 12:23). Таким образом, мученики сравниваются с жертвенной кровью. Это не значит, что Богу необходима такая жертва, но они сами принесли в жертву свою жизнь как свидетельство Богу. Эти мученики взывают к Богу о возмездии: «…доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр 6:10). Это кажется странным, но речь здесь идет о том, что у Бога есть мера числу мучеников, которая должна исполниться, мера крови, которая должна пролиться. Эта мера связана и с тем, когда начнется Суд Божий и закончится история.
Власть зверя ограничена не только во времени, она простирается только на тех, кто не верит или отрекается от Христа (см.: Откр 13:5–8). Здесь Иоанн указывает на то, что христиане на самом деле принадлежат только Христу, а не какому-либо земному правителю или государству, противящемуся Богу. Такой правитель может ставить христиан перед выбором, остаться на стороне Христа или принять власть кесаря. Христиане первых веков, жившие в языческой Римской империи, были твердо убеждены в том, что Церковь в этом мире — лишь странница, а настоящее отечество христиан — у Бога, а не в земном государстве. Эта идея хорошо отражена в апологетическом Послании к Диогнету, написанном примерно во II веке: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество — чужая страна». Выбор верности Христу может привести к очень тяжким гонениям: «Кому — в плен, того уведут в плен. Кому — от меча погибнуть, тот от меча погибнет» (Откр 13:10. Перевод Нового Завета В. Н. Кузнецовой. — М.: РБО, 2003). Иоанн не призывает христиан к открытому и активному сопротивлению безбожному земному государству. Необходимо терпение, свидетельство и верность до конца, даже если это связано с мученичеством. Те, кто выдержал до конца скорби — притеснения за веру, в особенности тяжелые искушения, которые предстоят перед концом мира, — будут облачены в белые одежды праведности и чистоты и станут священниками в небесном Храме, предстоя пред престолом Божьим (см.: 7:13–14). Более того, «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (7:16–17). Так исполнятся слова Христовы в евангельских блаженствах, которые обещают утешение скорбящим и обретение истинной пищи и пития алчущим и жаждущим (см.: Мф 5:4, 6).
Итак, рассказ о страданиях последних времен в Откровении Иоанна Богослова — это указание на то, как тяжело может приниматься свидетельство о Христе в этом мире. Это говорит нам о риске свидетельства, который может быть связан с непониманием, отвержением и мученичеством. Однако это еще и свидетельство о том, что, даже если мир одерживает временную, кажущуюся победу, окончательная победа над злом и смертью все равно остается за Богом, отвечающим верности и терпению Церкви Своей верностью ей. Именно в контексте этой победы мы и можем говорить о коллективном страдании верующих в этом мире. *1265 дней, или 42 месяца, т. е. 3,5 года, — это время, в течение которого язычники попирали святыню Иерусалима во времена правления сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.). Символизм этого срока может восходить и к пророчеству Даниила: время, времена и полвремени (см.: Дан 7:25). В Откровении Иоанна цифра 3,5 становится символической, это и время гонений, и время свидетельства Церкви в этом мире.
Дальнейшие события, связанные с приближением конца мира, только усиливают напряжение и тяжесть страданий. Апокалиптический зверь с семью головами и десятью рогами (см.: 13:1), которого Церковь идентифицировала с антихристом, будет вести войну с христианами и временно одержит над ними победу (см.: 13:10). Этот зверь — земное воплощение дьявола, его семь голов намекают на Рим с его семью холмами, а десять рогов с диадемами, на которых написаны богохульные имена, — на римских императоров, которые присвоили себе божественные титулы, принадлежащие только Богу. Всякий, кто откажется поклониться этому воплощению зла, рискует быть убитым (см.: 13:15).
Есть в Откровении и два особых мученика — два свидетеля Христова, которые «будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней» (11:3). Служение этих пророков заключается в том, чтобы свидетельствовать против преступлений грешников и призвать их к покаянию. Когда они закончат пророчество, их должен убить зверь, выходящий из бездны (см.: 11:7–8). Здесь также имеется в виду противящаяся Богу земная власть, которая тем самым служит инструментом власти демонической. Мир сей в лице этой власти одерживает кажущуюся победу, и два свидетеля погибают. Их тела остаются непогребенными, а жители радуются погибели праведников. Однако по прошествии символических трех с половиной дней два свидетеля воскресают и возносятся к Богу на небеса (см.: 11:11–12). Некоторые более поздние христианские авторы видели в этих двух свидетелях конкретных исторических праведников. Действительно у них есть власть на время их служения затворять небо (см.: 11:6). Это напоминает пророка Илию, на три года затворившего небо от дождя (см.: 3 Цар 17–18). А власть над водами и язвами указывает на Моисея, который имел такую власть во время казней египетских (см.: Исх 7:17, 19). Иудеи верили, что Илия не умер, но взят живым на небо (см.: 4 Цар 2:11–12), существовала и схожая традиция по поводу Моисея, поскольку место его погребения неизвестно (см.: Втор 34:5–6). Однако автор Откровения не случайно не называет имен этих свидетелей. Для него они символизируют Церковь как общину свидетелей Христовых. Их воскресение подобно воскресению сухих костей в Иез 37:1–14. У Иезекииля это пророчество о восстановлении народа Израиля, а у Иоанна — это восстановление Церкви, несмотря на все гонения.
Хотя и может казаться, что антихрист одержал победу, скорби верных не бесконечны (в послании к общине Смирны они длятся лишь 10 символических дней; см.: Откр 2:10), а победа зла лишь временна. Временна и его власть, она ограничена символическими 42 месяцами*. Что это означает? В Откр 6:9–10 приведено видение душ убиенных за свидетельство Слова Божьего, которые пребывают в небесном храме Божьем. Эти мученики находятся у Бога в особом месте, которое здесь названо «под жертвенником». В ветхозаветном богослужении под жертвенник выливалась кровь жертвенных животных (см.: Лев 4:18). В крови же, согласно библейским представлениям, находится сама жизнь живого существа, душа живая (см.: Быт 9:4–6; Лев 17:11, 14; Втор 12:23). Таким образом, мученики сравниваются с жертвенной кровью. Это не значит, что Богу необходима такая жертва, но они сами принесли в жертву свою жизнь как свидетельство Богу. Эти мученики взывают к Богу о возмездии: «…доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр 6:10). Это кажется странным, но речь здесь идет о том, что у Бога есть мера числу мучеников, которая должна исполниться, мера крови, которая должна пролиться. Эта мера связана и с тем, когда начнется Суд Божий и закончится история.
Власть зверя ограничена не только во времени, она простирается только на тех, кто не верит или отрекается от Христа (см.: Откр 13:5–8). Здесь Иоанн указывает на то, что христиане на самом деле принадлежат только Христу, а не какому-либо земному правителю или государству, противящемуся Богу. Такой правитель может ставить христиан перед выбором, остаться на стороне Христа или принять власть кесаря. Христиане первых веков, жившие в языческой Римской империи, были твердо убеждены в том, что Церковь в этом мире — лишь странница, а настоящее отечество христиан — у Бога, а не в земном государстве. Эта идея хорошо отражена в апологетическом Послании к Диогнету, написанном примерно во II веке: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество — чужая страна». Выбор верности Христу может привести к очень тяжким гонениям: «Кому — в плен, того уведут в плен. Кому — от меча погибнуть, тот от меча погибнет» (Откр 13:10. Перевод Нового Завета В. Н. Кузнецовой. — М.: РБО, 2003). Иоанн не призывает христиан к открытому и активному сопротивлению безбожному земному государству. Необходимо терпение, свидетельство и верность до конца, даже если это связано с мученичеством. Те, кто выдержал до конца скорби — притеснения за веру, в особенности тяжелые искушения, которые предстоят перед концом мира, — будут облачены в белые одежды праведности и чистоты и станут священниками в небесном Храме, предстоя пред престолом Божьим (см.: 7:13–14). Более того, «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (7:16–17). Так исполнятся слова Христовы в евангельских блаженствах, которые обещают утешение скорбящим и обретение истинной пищи и пития алчущим и жаждущим (см.: Мф 5:4, 6).
Итак, рассказ о страданиях последних времен в Откровении Иоанна Богослова — это указание на то, как тяжело может приниматься свидетельство о Христе в этом мире. Это говорит нам о риске свидетельства, который может быть связан с непониманием, отвержением и мученичеством. Однако это еще и свидетельство о том, что, даже если мир одерживает временную, кажущуюся победу, окончательная победа над злом и смертью все равно остается за Богом, отвечающим верности и терпению Церкви Своей верностью ей. Именно в контексте этой победы мы и можем говорить о коллективном страдании верующих в этом мире. *1265 дней, или 42 месяца, т. е. 3,5 года, — это время, в течение которого язычники попирали святыню Иерусалима во времена правления сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.). Символизм этого срока может восходить и к пророчеству Даниила: время, времена и полвремени (см.: Дан 7:25). В Откровении Иоанна цифра 3,5 становится символической, это и время гонений, и время свидетельства Церкви в этом мире.
Алексей Сомов
Комментарии
Отправить комментарий